В ближайшее время на IPO намерены выйти 17 российских компаний, сообщает в обзоре Deloitte. В их числе - сеть супермаркетов «Вкусвилл», интернет-ритейлер Ozon, магазины бросовых товаров FixPrice, сеть клиник «Медси», крупнейший в стране нефтехимический холдинг «Сибур», и «Яндекс.Такси».
В 2019 году 15 российских компаний планировали 15, но осуществить задуманной удалось только одной. Это HeadHunter, разместивший акции на бирже Nasdaq.
В этом году шансов больше, считают в Deloitte. «При сохранении оптимистичного настроя у компаний и инвесторов мы ожидаем, что, по крайней мере, три‑четыре компании осуществят свои планы в 2020 году», - отмечают эксперты.
«Учитывая бум на российском фондовом рынке, это вполне логичная тенденция», - отмечает президент ИГ «Московские партнеры» Евгений Коган. По итогам прошлого года долларовый индекс РТС оказался вторым под доходности в мире, прибавив 34%. Индекс МосБиржи, который рассчитывается в рублях вырос вдвое за пять лет и бьет исторические максимумы. Для крупного бизнеса IPO удобнее и дешевле, чем искать долговое финансирование в банках, а кроме того, компании становятся публичными в расчете на то, чтобы узнать себе реальную рыночную цену и впоследствии «продаться» крупному стратегическому инвестору, говорит Коган.Ралли на рынке вместе с резким снижением ставок по вкладам в банках спровоцировали массовый переток на биржу сбережений граждан. За 11 месяцев 2019 года количество брокерских счетов взлетело на 86%.
Из 5,66 млн подключенных к бирже счетов 98% приходилось на физлиц. Московская биржа ежемесячно фиксирует 100 тысяч новых розничных инвесторов, рассказывала летом управляющий директор по фондовому рынку биржи Анна Кузнецова: это в 8 раз больше, чем в 2014-м, в 5 раз больше, чем в 2017-м, и вдвое превышает показатель прошлого года.
Впервые за много лет на биржу потекли небольшие сбережения. Доля клиентов со счетами от 50 до 100 тысяч рублей в «Финаме» достигла 30%, рассказывал в ноября руководитель управления развития клиентских сервисов компании Дмитрий Леснов. В БКС доля клиентов с активами 50-100 тысяч рублей выросла вдвое: на конец сентября прошлого года это было 5%, а теперь - 10%.
Новые клиенты - это в первую очередь люди, бегущие от низких ставок по депозитам, которые, по данным ЦБ, пробили отметку 5,5% годовых. «Они ищут альтернативы, сопоставимые по надежности, но более доходные. Обычно они покупают облигации и некоторую долю средств направляют в «голубые фишки» - у таких клиентов вообще не много свободных средств, да и все их вкладывать в фондовый рынок они не спешат, хотят проверить, как это работает», - объяснял Леснов.
Источник: FINANZ.RUЧитайте также: Европейские фондовые индексы упали в стоимости